Вход для пользователей Личного кабинета:

Вопрос-ответ


Какие преимущества получает компания, став членом саморегулируемой организации?

Вступая в члены некоммерческого партнерства, имеющего статус саморегулируемой организации, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по строительству или проектированию объектов капитального строительства, работают в рамках правового поля, установленного государством, а обеспечивая прозрачность своей деятельности, избегают нарушения законодательства.


Наверх

Каковы условия вступления и членства в СРО?

Основные условия вступления в члены в саморегулируемой организации и получения свидетельства о допуске следующие:
- соответствие Требованиям к выдаче свидетельств о допуске к каждому виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и соблюдение требований технических регламентов, правил контроля и требований стандартов, разработанных и утвержденных саморегулируемой организацией;
- оплата членских взносов, взносов в компенсационный фонд возмещения вреда;
- наличие страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, к которым получен допуск..

Перечень документов для вступления в члены саморегулируемой организации и получения свидетельства о допуске к соответствующим работам, а также формы представления сведений Вы можете найти на странице «Для вступления».


Наверх

Выдает ли Ассоциация «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» свидетельства о допуске на ведение работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах?

Саморегулируемая организация Ассоциация "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве" выдает свидетельства о допуске к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.


Наверх

С чем связана необходимость вступления в саморегулируемые организации?

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Кроме того, административным (ст. 9.5.1 КоАП РФ) законодательством РФ предусмотрена ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, выдаваемого саморегулируемой организацией.


Наверх

Может ли организация, решившая выйти из саморегулируемой организации, получить обратно свой взнос в компенсационный фонд?

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.


Наверх

На каких основаниях могут исключить из членов саморегулируемой организации?

В соответствии с частью 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ и другими актами РФ саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:

1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;

2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;

44) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;

5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

6) В соответствии с ст. 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, не выразившие до 1 декабря 2016 года намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.


Наверх

Актуализированные СНиП уже действуют?

Дата введения в действие указывается непосредственно в соответствующем СНиПе.

Следующие актуализированные СНиПы вводятся в действие, начиная с 20.05.2011 г.:

СП 14.13330.2011 «Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №779

СП 15.13330.2012 "Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81*" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/5

СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №791

СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №784

СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №790

СП 19.13330.2011 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-97-76*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №788

СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №787

СП 21.13330.2012 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.01.09-91» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №624

СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №823

СП 23.13330.2011 «Основания гидротехнических сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.02-85*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №824

СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №786

СП 25.13330.2012 "Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04-88" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 622

СП 26.13330.2012 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками. Актуализированная редакция СНиП 2.02.05-87» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №609

СП 27.13330.2011 «Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур. Актуализированная редакция СНиП 2.03.04-84» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №827

СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №625

СП 29.13330.2011 «Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №785

СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №626

СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/14

СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/11

СП 33.13330.2012 «Расчет на прочность стальных трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 2.04.12-86» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №621

СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №266

СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №822

СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" Утвержден Приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС

СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/7

СП 38.13330.2012 «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/12

СП 39.13330.2012 "Плотины из грунтовых материалов. Актуализированная редакция СНиП 2.06.05-84*" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/18

СП 40.13330.2012 "Плотины бетонные и железобетонные. Актуализированная редакция СНиП 2.06.06-85" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 618

СП 41.13330.2012 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.06.08-87" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/13

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №820

СП 43.13330.2012 "Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 620

СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №782

СП 45.13330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/2

СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635

СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" Утвержден Приказом Госстроя России от 10.12.2012 N 83/ГС

СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №781

СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №265

СП 51.13330.2011 «Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №825

СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №783

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №849

СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 24 декабря 2010 г. №778

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №789

СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания, СНиП 31-04-2001 Складские здания» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №850

СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №623

СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №605

СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №279

СП 61.13330.2012 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №608

СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №780

СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/8

СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80» Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №826

СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" Утвержден Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272

СП 79.13330.2012 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №273

СП 86.13330.2014 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80*" Утвержден Приказом Минстроя Росии от 18.02.2014 N 61/ПР

СП 89.13330.2012 "Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76" Утвержден Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 281

СП 90.13330.2012 «Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №282

СП 91.13330.2012 «Подземные горные выработки. Актуализированная редакция СНиП II-94-80» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №283

СП 92.13330.2012 «Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Актуализированная редакция СНиП II-108-78» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/16

СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/4

СП 101.13330.2012 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.07-87» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №267

СП 102.13330.2012 "Туннели гидротехнические. Актуализированная редакция СНиП 2.06.09-84" Утвержден Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 268

СП 103.13330.2012 "Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод. Актуализированная редакция СНиП 2.06.14-85" Утвержден Приказом Минрегиона России 30.06.2012 N 269

СП 105.13330.2012 «Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Актуализированная редакция СНиП 2.10.02-84» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №270

СП 106.13330.2012 «Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения. Актуализированная редакция СНиП 2.10.03-84» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/15

СП 107.13330.2012 «Теплицы и парники. Актуализированная редакция СНиП 2.10.04-85» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №271

СП 108.13330.2012 «Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна. Актуализированная редакция СНиП 2.10.05-85» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/3

СП 109.13330.2012 «Холодильники. Актуализированная редакция СНиП 2.11.02-87» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/6

СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9

СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №274

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения и СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначен" Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10

СП 119.13330.2012 «Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №276

СП 120.13330.2012 «Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №270

СП 121.13330.2012 «Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96.» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №277

СП 123.13330.2012 "Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки. Актуализированная редакция СНиП 34-02-99" Утвержден Приказом Госстроя от 10.12.2012 N 82/ГС

СП 124.13330.2012 "Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003" Утвержден Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280

СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов. Актуализированная редакция СНиП 2.05.13-90» Утвержден Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. №106/ГС

СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/1

СП 128.13330.2012 «Алюминиевые конструкции. Актуализированная редакция СНиП 2.03.06-85» Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №619

СП 131.13330.2012 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*» Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №275


Наверх

Где можно ознакомиться с актуализированными СНиП?

Ознакомится с актуализированными СНиП можно на официальном сайте саморегулируемой организации в разделе «Законодательство», «Действующие документы».


Наверх

Необходимо ли генеральному подрядчику свидетельство о допуске к видам работ, которые выполняются его субподрядчиками?

Генеральный подрядчик, заключивший договор с застройщиком или заказчиком, должен иметь свидетельство о допуске к соответствующему виду работ из группы видов работ «33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».
Свидетельство о допуске к иным видам работ необходимо генеральному подрядчику только в случае выполнения им отдельных видов работ самостоятельно. Необходимости получать свидетельство о допуске к тем видам работ, которые полностью выполняются суб¬подрядчиками, у генерального подрядчика нет.


Наверх

Как рассчитывается необходимая минимальная численность работников при получении свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства?

Расчёт минимальной численности работников при получении свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов".


Наверх

Необходимо ли получать свидетельство о допуске к работам, если работы выполняются на собственных объектах за счет собственных средств и собственными силами?

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного са­морегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно части 4 указанной статьи перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время перечень видов работ установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.

Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих какие-либо исключения из указанного перечня, в том числе в зависимости от того, за счет чьих средств и чьими силами выполняются работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В случае если выполняемые в процессе капитального ремонта и реконструкции работы входят в названный перечень, получение свидетельства о допуске к таким работам лицом, их выполняющим, является обязательным. Выполнение таких работ без свидетельства о допуске влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Единственным исключением из данного правила является осуществление строительного контроля застройщиком.


Наверх

Могут ли свидетельства, удостоверения и другие документы, выданные Ростехнадзором по результатам обучения физических лиц по различным специальностям, приравниваться к документам о повышении квалификации?

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не является образовательным учреждением, и выдача свидетельств или удо­стоверений о повышении квалификации не входит в ее компетенцию.

Вместе с тем, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О по­рядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», по результатам прове­денной аттестации выдаются удостоверения установленной формы, не являющиеся доку­ментом о повышении квалификации.


Наверх

Необходимо ли получать свидетельство о допуске застройщику, который осуществляет строительный контроль своими силами?

В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строитель­ства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании до­говора физическим или юридическим лицом. Таким образом, осуществление строительно­го контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство.

Отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной до­кументации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строитель­ства (утв. приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624), вида работ по осущест­влению строительного контроля застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль. При этом получать свиде­тельство о допуске для осуществления строительного контроля заказчику (застройщику) не тре­буется.

Причиной, побудившей Минрегион России исключить осуществление строительного кон­троля застройщиком из перечня видов работ, требующих получения свидетельства о допу­ске, стала содержавшаяся в законодательстве коллизия относительно застройщиков - бюд­жетных учреждений, которые, не имея права вести предпринимательскую деятельность, не могли быть членами саморегулируемых организаций и иметь свидетельство о допуске к осуществлению строительного контроля (что требовалось по ранее действовавшему пе­речню видов работ).


Наверх

Соблюдение СНиПов ранее было обязательным. Как изменилась система технического регулирования строительства в связи с вступлением в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и подзаконных актов к нему?

С момента вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений обязательными для исполнения остались только те нормативные документы (или их части), которые включены в перечень, принятый распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р.

Нормативные документы, которые входят в перечень, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079, могут применяться на добровольной основе.

Документы, которые не вошли ни в один из указанных перечней (СНиПы, ГОСТы, ТСНы ВСНы и т.д.), можно применять в добровольном порядке. При этом ряд документов (ТСНы ВСНы и т.д.) не соответствуют закрепленному в Федеральном законе от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определению «документов в области стандар­тизации» и, соответственно, не могут входить в перечни документов, применяемых для со­блюдения требований технического регламента.


Наверх

Необходимо ли получать свидетельство о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, если организация занимается возведением обычных сооружений и инфраструктуры в составе особо опасного или технически сложного объекта?

Невозможно дать универсальное разъяснение, конкретизирующее отнесение объекта капитального строительства к категории особо опасных и технически сложных объектов, так как Градостроительным кодексом определен только перечень объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным, при этом, что понимается под такими объектами, не раскрывается.

Представляется, что указанный вопрос должен решаться на стадии государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, обязательное проведение которой в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса предусмотрено в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Таким образом, в случае наличия в заключении государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять, указания на их отнесение к особо опасным и технически сложным объектам индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, планирую­щие выполнять соответствующие работы в отношении данных объектов, должны соответ­ствовать требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (в настоящее время действуют требования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 207).


Наверх

Какие стандарты в области строительства используются в Еропейском союзе?

С 1989 г. в Европейском союзе действует директива по строительной продукции (№ 89/106/ЕЕС), которая установила общие подходы к техническому регулированию в об­ласти строительства на всей территории ЕС. В официальном журнале Европейской комиссии в настоящее время опубликован перечень стандартов EN (414 стандартов), обеспечи­вающих презумпцию соответствия требованиям директивы. Эти и другие европейские стандарты в области строительства (всего более 2300 стандартов EN) разрабатываются в рамках европейского Комитета по стандартизации CEN.


Наверх

Необходимо ли получать свидетельство о допуске, чтобы иметь возможность участвовать в аукционе на строительство многоквартирного жилого дома с количеством этажей не более трех?

В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не включаются виды работ, выполняемые в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной за­стройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Таким образом, получения свидетельства о допуске к выполнению строительных работ на указанных объектах не требуется.

При проведении аукционов на право строительства указанных объектов для государственных и муниципальных нужд заказчик не вправе устанавливать иных требований к участникам размещения заказа, кроме обязательных требований, устанавливаемых законодательством Российской Федерацией, в том числе требования о представлении свидетельства о допуске к работам.


Наверх

Возможно ли внедрить Еврокоды в России напрямую, без разработки национальных приложений? Сколько времени может занять внедрение Еврокодов?

Внедрение Еврокодов в России без разработки параметров, устанавливаемых на на­циональном уровне, невозможно. Территория России отличается большим разнообразием природно-климатических условий, в том числе и существенно отличающихся от европей­ских. В России строительство ведется в условиях вечной мерзлоты (более 60% террито­рии), в условиях сейсмической активности (более 40% территории), в условиях отличных от европейских внешних нагрузок (снеговая, ветровая и др.), в условиях больших перепадов температур и т.д. Практика показывает, что неучет этих особенностей приводит к авариям и обрушениям.

Внедрение Еврокодов во всех странах Европейского союза началось в 1975 г. и до на­стоящего времени не завершилось. По расчетам российских специалистов и учитывая опыт стран ЕС по национальной адаптации, внедрение Еврокодов в России займет не менее пяти лет. При этом российская система актуализированных СНиПов и ГОСТов в области строи­тельства сохранит свое действие, а своды правил, разработанные на основе Еврокодов с учетом национальных приложений, будут применяться на альтернативной основе.


Наверх

Какие требования к кадровому составу применяются при выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля на особо опасных и технически сложных объектах?

В соответствии с Приложением 4 Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" минимально необходимыми требованиями к кадровому составу юридических лиц, привлекаемых застройщиком или заказчиком на основании договора для выполнения работ по осуществлению строительного контроля, включенных в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленный в соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются:

а) для юридического лица:
наличие в штате не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет;
наличие в штате не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

б) для индивидуального предпринимателя:
наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и стажа работы в области строительства не менее 7 лет;
наличие в штате не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

в) наличие работников, прошедших аттестацию по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по каждой из должностей, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор этой Службой и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию, - при наличии в штатном расписании заявителя указанных должностей.


Наверх

Каким нормативно-правовым документом определены формы оценки соответствия для строительной сферы?

Формы обязательной оценки соответствия, действующие в строительной сфере, установлены статьями 39 и 40 Технического регламента о безопасности зданий и сооруже­ний.

Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монта­жа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме:

1) Заявления о соответствии проектной документации требованиям Технического регла­мента о безопасности зданий и сооружений;

2) Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной доку­ментации;

3) Строительного контроля;

4) Государственного строительного надзора;

5) Заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтирован­ного здания или сооружения проектной документации;

6) Заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтирован­ного здания или сооружения требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;

7) Ввода объекта в эксплуатацию.


Наверх

С какого момента исчисляется стаж работы по специальности?

В соответствии с частью 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса одним из минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является стаж работы по специальности.

В действующем законодательстве отсутствует официальное определение понятия «стаж работы по специальности». Наиболее полную аналогию можно провести между стажем ра­боты по специальности и одним из видов трудового стажа, а именно специальным трудовым стажем. В ранее действовавшем пенсионном законодательстве содержалось следующее определение специального трудового стажа: суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (статья 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В нынешнем законодательстве официальное определение специального трудового стажа отсутствует.

Тем не менее понятие «специальный трудовой стаж» отличается от понятия «стаж работы по специальности». Этот вывод основывается на положении статьи 27 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которой указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Таким образом, лицо не может быть назначено на должность без соответствующей квалификации, подтвержденной документами о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании. Отсюда можно сделать вывод, что исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.


Наверх

Является ли заявление о соответствии построенного объекта обязательным документом? Где можно получить утвержденный образец бланка этого документа?

Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания либо сооружения проектной документации и заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания либо сооружения требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружении являются обязательными формами оценки соответствия, применяемыми в строительстве. В частности форма заявления о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации утверждена Распоряжением Главгосстройнадзора МО от 30.01.2012 N 06.


Наверх

Могут ли для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске предъявляться документы об образовании, выданные на территории других государств?

В российском законодательстве отсутствует норма о наделении иностранных доку­ментов об образовании юридической силой на территории Российской Федерации. Исклю­чение составляют документы об общем (школьном) образовании, выданные рядом ино­странных государств и представляемые в приемные комиссии российских образовательных учреждений.

Иностранные документы об образовании с целью их дальнейшего использования в Рос­сийской Федерации подлежат процедуре нострификации, то есть признания и установле­ния эквивалентности.

Правила нострификации регламентируются Порядком признания и установления в Рос­сийской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. № 128).

Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об об­разовании осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

В настоящее время Российская Федерация имеет соглашения о взаимном признании до­кументов об образовании со всеми бывшими республиками СССР, за исключением стран Балтии, Грузии и Узбекистана. Документы о профессиональном образовании, выданные учебными заведениями стран, с которыми Российская Федерация имеет указанные между­народные соглашения, не требуют нострификации.


Наверх

Производятся ли выплаты из компенсационного фонда в случае отсутствия или невозможности выявления лиц, виновных в причинении вреда?

В соответствии с частью1 статьи 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязан­ность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Так, согласно статье 1068 Гражданского кодекса юридическое лицо либо гражданин воз­мещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, долж­ностных обязанностей). Также статьей 60 Градостроительного кодекса установлена субси­диарная ответственность саморегулируемой организации за вред, причиненный лицом, которое на момент причинения вреда имело выданное этой саморегулируемой организа­цией свидетельство о допуске к работам, в результате которых был причинен вред.

Вопрос о возмещении вреда при отсутствии виновных лиц или при невозможности их установления многообразен и подлежит рассмотрению применительно к конкретной ситуа­ции. Анализ судебной практики показывает, что в одних случаях суды удовлетворяют иски о возмещении вреда, а в других отказывают в удовлетворении исковых заявлений.


Наверх

Какие меры дисциплинарного воздействия могут применяться к члену саморегулируемой организации?

Меры дисциплинарного воздействия являются мерами ответственности члена само­регулируемой организации за несоблюдение им требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирова­ния, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

Градостроительный кодекс предусматривает 5 видов мер дисциплинарного воздей­ствия:

1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой орга­низации выявленных нарушений в установленные сроки;

2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определен­ного вида или видов работ;

4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влия­ние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

5) исключение из членов саморегулируемой организации.

При этом основания, по которым могут быть применены меры дисциплинарного воздей­ствия, различаются в зависимости от вида внутреннего документа саморегулируемой орга­низации, положения которого нарушены.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 55.15 Градостроительного кодекса приостановление действия свидетельства о допуске возможно только в случае несоблюдения членом само­регулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске или требований стандартов саморегулируемой организации.


Наверх

Могут ли члены саморегулируемой организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшать полученные доходы на сумму уплаченных взносов в компенсационный фонд?

С 1 января 2011 г. плательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", могут учитывать в расходах вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Учитывая изложенное, плательщики вправе учитывать в составе расходов, учитываемых при применении УСН, сумму уплаченных вступительных и членских взносов, а также взнос в компенсационный фонд СРО.


Наверх

По каким основаниям и в каком порядке может быть применена мера дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов саморегулируемой организации?

Основания исключения из членов саморегулируемой организации закреплены в части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса:

1) несоблюдение членом саморегулируемой организации требований технических регла­ментов, повлекшее за собой причинение вреда;

2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;

4)невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;

5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, индивидуальные предприниматели и юридические лица, не выразившие до 1 декабря 2016 года намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года. Также с 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц будут исключены из членов саморегулируемой организации.

По общему правилу применение меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов саморегулируемой организации относится к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации только по одному основанию - в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Исключение из членов саморегулируемой организации влечет за собой в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 55.8 Градостроительного кодекса прекращение действия свидетельства о допуске к работам.


Наверх

Что собой представляют Еврокоды и каким образом они применяЮТСЯ?

Еврокоды являются набором европейских стандартов (EN) для проектирования зданий и сооружений и строительной продукции. Для целей разработки системных Еврокодов в рамках CEN создан специальный технический комитет по стандартизации ТК 250 (CEN/TC250). Ком­плект Еврокодов состоит из 10 европейских стандартов EN для проектирования конструкций. Каждый Еврокод состоит из нескольких частей (всего 58 частей), которые покрывают конкрет­ные технические аспекты, например «пожар», «конструкция мостов» и т.д. Еврокоды охватыва­ют все основные строительные материалы (бетон, сталь, дерево, камень/кирпич и алюминий), все основные области проектирования конструкций (основы проектирования конструкций, на­грузки, пожары, геотехническое проектирование, землетрясения и т.д.), а также широкий спектр типов конструкций и продуктов (здания, мосты, башни и мачты и т.д.).

Внедрение Еврокодов в странах ЕС проводится поэтапно, с разработкой национальных приложений, учитывающих климатические и геофизические особенности стран, с одновре­менным введением в действие необходимых ссылочных стандартов EN на строительные материалы и методы испытаний. Предусмотрено проведение специальных сопоставитель­ных расчетов по национальным и европейским нормам. При этом этап национальной адап­тации включает мероприятия по обучению экспертов и персонала организаций, аттестации программного обеспечения и т.д.


Наверх

Какой документ, выданный саморегулируемой организацией служит основанием для признания расходов по уплате взносов в компенсационный фонд расходами в целях налогообложения прибыли?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтверж­денные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Подтвердить осуществленные расходы на уплату взносов в компенсационный фонд само­регулируемой организации налогоплательщик - член данной саморегулируемой организа­ции может следующими документами: копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации; платежными поручениями на перечисление взносов;

счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.


Наверх

Возможно ли приостановление действия свидетельства о допуске по заявлению члена саморегулируемой организации, которому выдано это свидетельство, на период, в течение которого член саморегулируемой организации не осуществляет строительную деятельность?

Действующим законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена возможность добровольного приостановления действия свидетельства о допуске по заявлениям членов саморегулируемой организации.

Согласно статье 55.15 Градостроительного кодекса приостановление действия свидетельства о допуске применяется в качестве одной из мер дисциплинарного воздействия и до­пускается в случае установления в ходе проверки саморегулируемой организацией факта несоблюдения ее членом требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 календарных дней.

Таким образом, член саморегулируемой организации должен в полной мере соответствовать требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, перечисленным в приложении к свидетельству о допуске, именно на момент контрольной проверки.

В соответствии со статьей 55.13 Градостроительного кодекса контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год. В связи с этим по соответствующему заявлению члена саморегулируемой организации возможно проведение саморегулируемой организацией внеплановой проверки для установления факта несоблюдения необходимых требований и применения соответствующих мер дисциплинарного воздействия.


Наверх

Чем обусловлена невозможность возврата взноса уплаченного в компенсационный фонд саморегулируемой организации при выходе из членов саморегулируемой организации?

В соответствии с ч.4 ст.55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».


Наверх

В каких случаях производятся выплаты из компенсационного фонда?

В части 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса установлен перечень случаев осуществления выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;

5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Градостроительным Кодексом РФ и Федеральным законом о введении в действие Градостроительного Кодекса РФ.

В части 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса установлен перечень случаев осуществления выплат из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в случаях, предусмотренных статьей 60.1 Градостроительного Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в кредитных организациях;

5) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных Градостроительным Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Градостроительного Кодекса.


Наверх

Какой саморегулируемой организацией осуществляются выплаты в целях возмещения вреда - саморегулируемой организацией, членом которой является генеральный подрядчик, или саморегулируемой организацией, членом которой является субподрядчик?

Согласно статье 754 Гражданского кодекса подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции (обновление, перестройка, реставрация и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части.

Указанная статья должна применяться с учетом положения статьи 706 Гражданского кодекса, в соответствии с пунктом 1 которой, если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений закона или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

Вместе с тем следует отметить, что в указанных нормах регулируется ответственность за недостатки работ в рамках договора строительного подряда.

Согласно статье 60 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация может быть в пределах средств своего компенсационного фонда солидарно привлечена к гражданской ответственности, которая наступает в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемой организации.

Таким образом, субсидиарную ответственность в случае причинения вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства должна нести та саморегулируемая организация, которая выдала допуск к таким работам лицу, выполнившему указанные работы, независимо от того, является ли данное лицо генеральным подрядчиком или субподрядчиком по договору.


Наверх

Относятся ли взносы в компенсационный фонд, вступительные и членские взносы, уплачиваемые членами саморегулируемых организаций, к расходам, связанным с производством и реализацией для целей налогообложения по налогу на прибыль? В какой момент признаются данные расходы?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства от¬расли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегули¬руемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», только при условии ее соответствия всем установленным указанным законом требованиям.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градо-строительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации» предусмотрено, что с 1 января 2009 г. в строительстве вводится система саморегулирования, с 1 января 2010 г. отменяющая систему лицензирования работ в стро¬ительной деятельности. При этом саморегулируемые организации законодательно наделе¬ны правом выдачи свидетельств о допусках для осуществления определенных видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

Требования к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены главой 6 Градостроительного кодекса.

Ст. 55.4 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме ассоциации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

Положениями статей 55.6 и 55.10 Градостроительного кодекса установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.

Подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческими организациями, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности такими налогоплательщиками.

Расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете при применении метода начисления единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.

Согласно указанной норме датой расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последнее число отчетного (налогового) периода.


Наверх

Должен ли член саморегулируемой организации письменно информировать налоговые органы о вступлении в саморегулируемую организацию, в какой форме и в какие строки? Какие последствия могут наступить при несвоевременном представлении информации?

С 1 января 2015 г. в соответствии с новой редакцией пп. 2 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов. Сообщение должно быть представлено в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Пунктом 2 ст. 105.2 НК РФ предусмотрено, что долей прямого участия лица в организации признается непосредственно принадлежащая такому лицу доля голосующих акций этой организации или непосредственно принадлежащая такому лицу доля в уставном (складочном) капитале (фонде) этой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая такому лицу, являющемуся участником этой организации, доля, определяемая пропорционально общему количеству участников этой организации.

Из указанных положений НК РФ следует, что сообщение об участии представляется налогоплательщиком в отношении тех организаций, участие в которых предполагает владение уставным капиталом.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").

Саморегулируемые организации создаются в форме ассоциаций и представляют собой одну из организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями (ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку саморегулируемая организация не имеет уставного (складочного) капитала (фонда), сообщать об участии (членстве) в ней не требуется.


Наверх

Возможно ли средства компенсационного фонда или проценты, полученные от размещения этих средств в депозиты и депозитные сертификаты в банках, направить на уменьшение размера членских взносов, уплачиваемых членами саморегулируемой организации?

Согласно ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается перечисление средств компенсационного фонда, за исключением случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда в результате наступления солидарной или субсидиарной ответственности;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;

5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.


Наверх

Как часто проводятся проверки членов саморегулируемой организации?

В соответствии с ч.2 ст.55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.


Наверх

Войдут ли новые нормативные документы, разработанные после июня 2010 года в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"?

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее – Перечень). Любые изменения в него могут быть внесены только соответствующим нормативным правовым актом.

Кроме того, в настоящее время не ведется разработка каких-либо новых СНиПов. Актуализируются существующие.


Наверх

Семинары, проводимые СРО, когда и где проходят? Где можно найти информацию по ним и как в них участвовать?

Вся информация, касающаяся соответствующих семинаров, времени их проведения и иной информации, размещается на официальном сайте саморегулируемой организации в разделе «Новости».


Наверх

Возможно ли создать на сайте СРО папку «Архив», которая бы содержала прежние редакции внутренних нормативных правовых документов СРО?

Раздел "Архив документов СРО" доступен по ссылке: http://www.srogen.ru/sro/arkhiv_dokumentov_sro/


Наверх

Возможно ли организовать работу делопроизводства СРО таким образом, чтобы при подаче заявления о внесении изменений в свидетельство о допуске к работам, на копии такого заявления проставлялся штамп СРО? Это крайне необходимо, в том числе, при участии в тендерах.

Указанная работа изначально организована таким образом. При предоставлении копии заявления, на нем проставляется соответствующий штамп.


Наверх

Планируется ли внести изменения в требования к квалификации  по формулировкам  образования (высшее, среднее), в связи с распространением «линейки» квалификации в ВУЗах: бакалавр, магистр, инженер.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» образование бакалавра, специалиста и магистра относится к высшему. Различия состоят в сроках обучения и глубине изучения материала, в соответствии с которыми присваивается указанные уровни образования.

На основании изложенного вносить изменения в требования к квалификации не представляется целесообразным.


Наверх

Обязан ли член саморегулируемой организации вносить информацию о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности?

У членов саморегулируемых организаций есть обязанность самостоятельно вносить сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц о своем членстве в саморегулируемой организации.

Обоснование: Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ дополнена статья 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», согласно которой сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием определенных данным Законом сведений.

В соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязанность внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сроки внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц установлены пунктом 3.1. Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения о членстве в саморегулируемой организации в первый раз не позднее 5 октября 2016 года, так как 1 и 2 октября выпадает на выходные дни.

Размещение указанных сведений осуществляется за плату.

Оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц является ЗАО «Интерфакс» (Приказ Минэкономразвития России от 21.03.2011 № 121). Реестр создан и уже функционирует по адресу в сети «Интернет» - http://fedresurs.ru. С более подробной информацией о стоимости размещения информации и взаимодействии оператора и пользователей можно ознакомится в разделе Помощь на сайте http://fedresurs.ru (http://www.fedresurs.ru/Help)

За непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц установлена административная ответственность по статье 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Наверх

Как получить выписку из реестра членов СРО с указанием видов работ?

С 1 июля 2017 года приказ Минрегиона России от 30.12.2009 г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» не применяется для целей саморегулирования (письмо Минстроя России от 17.08.2018 г. №35217-АГ/08).

Документальным подтверждением членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, форма которой утверждена приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86 (взамен приказа Ростехнадзора от 16.02.2017 г. № 58). Данной формой не предусмотрено указание видов работ, выполняемых членов саморегулируемой организации.

Исходя из изложенного, с 01.07.2017 г. выписка из реестра членов саморегулируемой организации с указанием видов работ не выдается.


Наверх

Наша организация является членом СРО. Недавно прошла реорганизация, мы присоединились к другой организации, которая не является членом СРО. Можем ли переоформить наше членство в СРО на другую организацию?

Членство в саморегулируемой организации применительно к строительной отрасли даёт право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (или выполнять инженерные изыскания, или разрабатывать проектную документацию), заменив ранее действующую разрешительную систему лицензирования этих видов деятельности.

Частями 1 и 6 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 18.02.2020 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – № 99-ФЗ), касательно случаев переоформления лицензии, установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, либо её переоформление допускается в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

Проводя аналогию с законом № 99-ФЗ в части порядка переоформления лицензии, переоформление членства в СРО строителей (или изыскателей, или проектировщиков) в случае реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу, не являющемуся членом СРО того же вида и не обладающему правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (или выполнять инженерные изыскания, или осуществлять подготовку проектной документации), признается недопустимым.


Наверх

Сохраняется ли членство в СРО при реорганизации члена СРО (юридического лица) в форме преобразования?

Статьёй 58 Гражданского кодекса Российской Федерации определено правопреемство при реорганизации юридических лиц. Частью 5 указанной статьи установлено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией, в связи с чем сам факт реорганизации юридического лица не является основанием для прекращения его членства в саморегулируемой организации.

Проводя аналогию со статьёй 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования лицензия подлежит переоформлению на преобразованное юридическое лицо.

Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица – члена саморегулируемой организации в форме преобразования, членство реорганизованного юридического лица в саморегулируемой организации переоформляется на правопреемника.

Соответствующие изменения в реестр членов саморегулируемой организации должны вноситься на основании заявления юридического лица.


Наверх

Может ли организация осуществлять строительный контроль по договору с заказчиком без членства в СРО?

Пунктами 3 и 4 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468 установлено, что строительный контроль проводится:
«лицом, осуществляющим строительство (далее – подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлечённой заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее – заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля».

Застройщик для осуществления своих функций вправе уполномочить (привлечь по договору) юридическое лицо – технического заказчика.

Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) строительный контроль в процессе строительства является одной из функций технического заказчика.

Технический заказчик осуществляет строительный контроль в интересах застройщика.

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 функции технического заказчика на стадии строительства выполняются только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.

Следует иметь ввиду, что указанное в части 2.1 статьи 52 Кодекса исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации в соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам строительного подряда, заключённым со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Учитывая изложенное, организация не вправе без членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства осуществлять строительный контроль по договору с заказчиком.


Наверх

Требуется членство в СРО для выполнения обследования строительных конструкций зданий?

Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (в ред. от 19.06.2019 г.), вид работ «Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций» является специальным видом инженерных изысканий.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые выполняют работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, за исключением случаев, указанных в части 2.1 статьи 47 Кодекса.

Исходя из изложенного, для выполнения работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений для подготовки проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключённому с указанными выше лицами, требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за исключением юридических лиц, перечисленных в части 2.1 статьи 47 Кодекса.


Наверх

Всегда ли обязательно членство в СРО при подготовке проектной документации?

Подготовка проектной документации по договорам подряда, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), должна выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования юридическим лицам, указанным в части 4.1 статьи 48 Кодекса.


Наверх

Дата и время создания информации на сайте: 22.07.2009 00:00:00
Дата и время обновления информации: 21.05.2018 12:59:41
▲ Наверх
Связаться с нами
Многоканальный телефон:
+7 (495) 775 81 11

Факс:
+7 (495) 517 92 35
Телефон доверия:

+7 (905) 757 66 99
E-mail: info@srogen.ru

Статус ICQ617948085 — консультация вступающим и членам СРО

- соцсети Facebook и ВКонтакте

- приложения Android и iOs

Поиск по сайту СРО
Сотрудничество членов СРО
Встреча с Путиным
Председатель Госстроя Анвар Шамухамедович Шамузафаров на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным (19 июня 2001, фото ИТАР-ТАСС).
Встреча с Президентом Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым (23 августа 2012 г.)
Встреча с Президентом Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым (23 августа 2012 г.)
Руководство СРО
А.Ш. Шамузафаров В.А. Яковлев
Шамузафаров А.Ш.
Президент
Яковлев В.А.
Председатель Наблюдательного Совета
С.А. Кононыхин 
Кононыхин С.А.
Председатель Правления
 
Свидетельство
Свидетельство о членстве СРО строителей в г. Москва
Наши награды
Приз ЗЕВС
Создание информации на сайте: 22.07.2009 00:00:00
Последнее изменение информации на сайте: 24.09.2020 15:42:22
Об Ассоциации  | Вступление в СРО  | Законодательство  | Контроль СРО  | Членство в СРО  | Новости  | Вопросы техрегулирования  | Вопрос-ответ  | Фото  | Видео  | Контакты